Как правильно выбрать долгосрочную стратегию развития?
Максим Перфильев
Стратегия – модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержание стратегии – это набор правил и действий, используемый для определения основных направлений действий.

Существует 2 противоположных понимания стратегии. Давайте попробуем разобраться, какой из них более правильный в современных реалиях и какой подходит именно вам.

В первом случае – это долгосрочный план действий, который основывается на нахождении долгосрочной цели. Такой подход сковывается на том, что возникающие изменения предсказуемы и поддаются полному контролю и управлению.

Второе понимание основывается на долгосрочном качественном направлении развития, касающемся сферы, средств и формы ее деятельности. Строится на основе матрицы BCG или SWOT анализа.

Должна ли компания учитывать факторы внешнего воздействия? Или она должна сама создавать такие факторы? Миф или реальность то, что компания способна выстроить линию развития без учета взаимодействия с другими компаниями? С одной стороны, если постоянно учитывать взаимодействие с окружающей средой (рынком), то компания превращается в придаток рынка и перестает формировать тренды, и отличительными чертами такой компании будут мобильность, эффективность в короткой перспективе и возможность реагировать на сигналы рынка.
В краткосрочной перспективе 3-5 лет такой подход, наверное, будет преобладающим у компаний малого и среднего бизнеса, особенно игроков на уже существующих рынках. Но что делать, если рынка у вашей компании нет? Если вы создаете инновации с горизонтом планирования 10-15 лет? В этом случае подстройка под уже имеющийся рынок может быть для вас губительна и не приведет к развитию. Скептики скажут, что невозможно существовать без рынка – если рынка нет, то и продукта не существует. Но давайте вспомним Apple, Facebook, Yandex. Это компании, которые, по сути, создавали рынок, и именно это позволило им стать ведущими игроками.
Какую стратегию выбрать именно вам? Тут я бы рассказал о своем опыте. Всегда, когда я начинаю новое направление, я придумываю концепт, гипотезы и только потом смотрю на конкурентов, если это необходимо. Например, в маркетинге я никогда не смотрел на них, так как направления рынка слишком разрознены, и очень долго можно выбирать для себя нишу и сегмент. Намного быстрее тестировать свою модель и вносить в нее изменения.

Совет только один – выбор модели поведения очень важен в начале пути. Главное, не копировать чужие решения.

Будьте собой. Остальные места уже заняты!