Стратегическое развитие предприятие - Agile 2.0 или теория управляемого хаоса.
Максим Перфильев
Когда план слишком долго и тщательно выстраивают, он в результате исчезает.
Гюстав Флобер, Гюстав Флобер
Давайте сначала разберемся с этимологией слова «Стратегия». Стратегия с древнегреческого языка - это «искусство полководцев», общий не детализированный план деятельности, охватывающий длительный период времени и способ достижения цели. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Основным инструментом стратегии является дорожная карта, составленная на длительный срок, если следовать классическому «каскадному» проектированию.
В последнее время все большую популярность имеет новая технология гибкого проектирования Agile, которая была разработана группой энтузиастов для проектирования ПО. Основной мыслью этой технологии является то, что общение между людьми важнее прописанных процессов.

Разумеется, существует очень много ограничений у данной технологии, главная из которых -это размер предприятия. Разработка и корректировка стратегии наиболее интересна в моменты интенсивного развития компании (кризис также относиться к этапам интенсивного развития).

В основе развития лежит хаос, как конец и начало любого периода, однако, хаос должен быть управляемым, то есть прогнозируемым. Именно тут на помощь приходит усовершенствованная технология Agile 2.0. Методологически она выглядит следующим образом: дорожная карта имеет основное направление – главное, и несколько реперных точек, в которых находят гипотезы. Если гипотеза оказывается верной и не совпадает с основным направлением движения, то может появляться многовариативная дорожная карта.

Все делится на мелкие гипотезы с горизонтом проверки 2-4 недели. Чем мельче гипотеза, тем проще потом будет ее проверка. Далее принимается решение на основе функционально-стоимостного анализа, куда двигаться, масштабировать данную гипотезу или игнорировать. Какое-то время у компании может существовать одновременно 2 ветви дорожной карты - основная и дополнительная. Если в ходе параметрического анализа становится понятно, что новое направление более выгодно для компании - перестраивается дорожная карта, под эту гипотезу. Могут существовать основные вехи и дедлайны, которые нельзя менять. Например, дата производства, дата сдачи проекта целиком.

Таким образом, основное отличие Agile 2.0 состоит в том, что даже в случаи если нет готового продукта или есть споры - работа не останавливается, а продолжается в 2-х направлениях одновременно какое-то время.

Для моментов, когда нельзя принять однозначное решение о том, какое направление лучше,
новая технология позволяет использовать ресурсы, которые были сэкономлены из-за вариативной дорожной карты. Будут существовать тупиковые направления, в результате которых могут рождаться подпродукты (функции), далее их можно использовать в основной деятельности.

Технология Agile 2.0 позволяет управлять не ограниченным количеством направлений, так как каждое направление доказывает свою эффективность с помощью параметров заложенных в систему.

Гипотеза, проверка, масштабирование - вот основные инструменты развития в период роста.

Хаос является неотъемлемой частью развития, но мы просто обязаны научиться им управлять.